- В тюрьме за «дурацкую песню». Почему преследуют Юрия Хованского?
- Суд продлил арест блогера Хованского до января 2022 года
- В августе Хованского внесли в список граждан, причастных к терроризму и экстремизму. С того времени его счета заморожены, а открыть новые он не сможет.
- Юрий Хованский встретит Новый год под стражей
- Суд продлил арест блогера Хованского до января 2022 года
- Хованский провёл в СИЗО 5 месяцев. Его заключили под стражу 10 июня
- Версия следствия о деле
- «Публичное оправдание терроризма»
- Девушка блогера Хованского заявила о пропаже 600 тыс. руб. после обыска
- Как продвигается дело
- Количество уголовных дел по статье об оправдании терроризма в последние годы неуклонно растет
В тюрьме за «дурацкую песню». Почему преследуют Юрия Хованского?
«Я сдался и больше не вижу никакого смысла бороться, система делает с людьми все, что хочет, ей плевать на то, кто прав и кто виноват. А то, что сотни тысяч человек знают правду, это не имеет никакого значения. Для суда правда – то, что написал в деле следователь и то, что сказал лживый свидетель», – пишет Юрий Хованский, уже 4 месяца находящийся в петербургском СИЗО «Кресты» по обвинению в пропаганде терроризма.
У стендапера и музыканта Юрия Хованского более четырех миллионов подписчиков в YouTube. Но популярность не спасла его от репрессий. 9 июня он был задержан, в его доме прошли обыски. Поводом стала исполненная много лет назад песня, которую Хованский не записывал и не публиковал – запись была сделана во время стрима и выложена в интернет сторонним лицом. В тексте есть слова: «Норд-ост – это было **** [отлично]» и «я хочу, чтобы убили больше русских детей». Сам Хованский утверждает, что всего лишь ёрничал, и не раз просил прощения за свою выходку.
Суд продлил арест блогера Хованского до января 2022 года
Блогер Юрий Хованский, которого обвиняют в оправдании терроризма, останется под стражей до 8 января 2022 года. Такое решение принял Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга. Расследование уголовного дела YouTube-блогера пока не завершено. Поводом для претензий стала песня о захвате заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году. Тогда погибли около 130 человек.
Хованский провёл в СИЗО 5 месяцев. Его заключили под стражу 10 июня.
На сегодняшнем заседании блогер просил отпустить его под домашний арест, чтобы он мог встретить Новый год с близкими. По словам Хованского, он активно помогал следствию и даже пожертвовал деньги на благотворительность. Однако суд удовлетворил ходатайство следствия и прокуратуры о продлении ареста, сообщила объединённая пресс-служба судов Санкт-Петербурга.
В августе Хованского внесли в список граждан, причастных к терроризму и экстремизму. С того времени его счета заморожены, а открыть новые он не сможет.
Незадолго до этого на «Авито» появились объявления о продаже двух квартир ютьюбера общей стоимостью 60 млн рублей. В сентябре стример Илья Мэддисон рассказал, что у семьи Хованского заканчиваются деньги, а продать недвижимость пока не получается, поэтому друзья объявили сбор средств в его поддержку.
Хованский частично признал вину. Он также говорил, что ему стыдно за песню про «Норд-Ост».
Юрий Хованский встретит Новый год под стражей
Хованский просил суд проявить гуманность и избрать ему другую меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, например, домашний арест. Блогер сказал, что хочет встретить Новый год дома с семьей, добавил, что активно помогал следствию и сделал пожертвование в благотворительный фонд.
Суд продлил арест блогера Хованского до января 2022 года
Блогер Юрий Хованский, которого обвиняют в оправдании терроризма, останется под стражей до 8 января 2022 года. Такое решение принял Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга. Расследование уголовного дела YouTube-блогера пока не завершено. Поводом для претензий стала песня о захвате заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году. Тогда погибли около 130 человек.
Хованский провёл в СИЗО 5 месяцев. Его заключили под стражу 10 июня
На сегодняшнем заседании блогер просил отпустить его под домашний арест, чтобы он мог встретить Новый год с близкими. По словам Хованского, он активно помогал следствию и даже пожертвовал деньги на благотворительность. Однако суд удовлетворил ходатайство следствия и прокуратуры о продлении ареста, сообщила объединённая пресс-служба судов Санкт-Петербурга.
Версия следствия о деле
По версии следствия, Хованский исполнил песню «не позднее 3 июля 2020 года» на стриме у другого блогера Андрея Нефедова. 9 июня 2021 года неизвестный выложил ролик с этой песней на ютуб. Тогда же, пишет «Фонтанка», СК и возбудил дело против Хованского.
Адвокат Международной правозащитной ассоциации «Агора» Александр Передрук, представляющий интересы видеоблогера, рассказал, что его подзащитный не отрицает факт исполнения песни. Однако стрим, отрывок из которого и лег в основу дела, состоялся еще в 2012 году. Из-за этого Хованского нельзя привлечь к уголовной ответственности, утверждает адвокат.
«Публичное оправдание терроризма»
«В 2012 году редакция части 2 статьи 205.2 УК, по которой обвиняют Юрия, предусматривала распространение подобного контента [публичное оправдание терроризма] только в СМИ, в статье не упоминался интернет. В связи с этим к Юрию должны применять часть 1 статьи 205.2 УК, срок давности привлечения по которой составляет шесть лет, и истек он в 2018 году», — объясняет адвокат.
Защитники и близкие Хованского, в том числе его девушка Мария Нелюбова, продолжают собирать доказательства исполнения песни в 2012 году. «Лично я считаю, что кто-то пытается выслужиться перед начальством и ему плевать на страдания человека, который по его вине сидит в тюрьме. Доказательную базу я собрала огромную: в интернете множество следов этой песни от 2012 года, [у нас есть показания] свидетелей стрима, на котором она исполнялась», — рассказала Нелюбова.
Девушка блогера Хованского заявила о пропаже 600 тыс. руб. после обыска
По ее словам из квартиры во время обыска исчезли 600 тысяч рублей: «В квартиру [во время обыска] меня пустили один раз, когда обыскивали спальню. Тогда я увидела людей, которые ковырялись в вещах, и пустую коробку, где должны были лежать мои деньги».
Нелюбова написала заявление о преступлении в связи с пропажей денег. После этого в СИЗО, по ее словам, на Хованского попытались надавить: «Насколько мне известно, Юре угрожали лишь однажды, когда требовали повлиять на меня, чтобы я отозвала заявление. Эффекта это не возымело». По существу правоохранители так и не ответили на заявление Нелюбовой и прислали ей только «отписки» о направлении заявления в Главное следственное управление СК по Петербургу.
Блогера по решению суда удерживают в СИЗО уже больше четырех месяцев. Недавно ему продлили меру пресечения до 8 ноября. По мнению адвоката Александра Передрука, суд использовал стандартные формулировки для продления ареста: отсутствие социальных связей, удерживающих Хованского на территории Петербурга, тяжесть обвинения и грозящее длительное наказание.
Все это, исходя из позиции суда, может подтолкнуть Хованского скрыться от следствия, если его освободят из СИЗО. «Суд не учитывает временной фактор. Чем больше человек находится в СИЗО, тем меньше вероятность того, что он будет скрываться», — считает адвокат Передрук.
Как продвигается дело
За все время, что Хованского удерживают в СИЗО, следствие провело не более десяти следственных действий, рассказал адвокат. При этом в следственную группу, занятую делом видеоблогера, входит около восьми сотрудников Следственного комитета. В ходатайстве о продлении срока содержания под стражей до ноября следователь не указал ни одного следственного действия, которое бы проводилось за последний месяц. До сих пор, отмечает адвокат, не проведена лингвистическая экспертиза текста песни, из-за которой Хованский оказался в СИЗО.
Также все еще нет ответа из соцсети «ВКонтакте», от которой сотрудники СК потребовали предоставить данные по поводу публикации ролика с песней. «В этом [и в затягивании экспертизы] суд усмотрел признаки волокиты и вынес частное постановление в адрес следствия», — прокомментировал Передрук бездействие обвинения.
«Я знаю, что следствие будет пытаться затянуть время пребывания Юры в СИЗО», — считает девушка Хованского. Нелюбова уточнила, что происходящее плохо сказывается на физическом и психическом здоровье ее партнера. «Юра просил не писать ему [в письмах в СИЗО] слова соболезнований, это только больше расстраивает его. Он просит рассказывать смешные истории, чтобы собеседники больше говорили о себе, а не о нем. Это помогает отвлечься», — передает Нелюбова просьбу видеоблогера.
«Мои дни в заключении всегда проходят по одинаковому сценарию: в 6:00 подъем, потом завтрак, проверка, обед, прогулка, ужин и отбой в 22:00. Все свое время я отвечаю на письма и занимаюсь спортом, чтобы сберечь жалкие крохи здоровья, что у меня остались. <…> Духом я уже давно пал и на плаву не держусь. Я как Шарик в „Простоквашино“ — лег на дно поудобнее и уснул. Слишком уж утомительно хранить надежду в подобном месте», — рассказал ОВД-Инфо сам Хованский о своей жизни в СИЗО.
Количество уголовных дел по статье об оправдании терроризма в последние годы неуклонно растет
Александр Верховский — директор Информационно-аналитического центра «Сова» и исследователь неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России — в беседе с ОВД-Инфо рассказал, что количество уголовных дел по статье об оправдании терроризма в последние годы неуклонно растет.
«Юрий Хованский в эту статистику угодил, вероятно, для отчетности. Часть этих дел действительно связана с высказываниями радикального толка. Однако непохоже, что в стране просто стало больше людей, которые призывают к мятежу, убийствам или еще каким-то действиям, которые подходят под состав [ч. 2 ст. 205.2 УК]. Речь идет больше об активизации правоохранительных органов, чем о воинственных гражданах. Почему это происходит, понять нелегко. Возможно, возбуждение подобных уголовных дел базируется на убеждении [силовиков], что есть какие-то потенциально опасные течения, которые могут действительно перерасти в систематическую насильственную деятельность. И тогда с точки зрения предотвращения радикализации [силовикам] представляется правильным усиливать давление и сажать превентивно. Можно сомневаться, что это разумная практика, но она несомненно существует», — считает директор «Совы» Верховский.